9 дней без мамы: история маленького Джона



  Поделиться в Facebook   Рассказать ВКонтакте

Очень часто мы сталкиваемся с мнением, что маленькие дети — они совсем несмышленыши, и мало что соображают. И что психологи, мол, придумывают всякую ерунду по поводу детских психотравм и их влияния на дальнейшую жизнь.

А в последнее время появилось уж совсем дикое — некоторые всерьез считают, что ребенка можно отнять у матери на пару месяцев, если она плохо себя ведет или мало зарабатывает, погрозить пальчиком, и не отдавать, пока она не исправится. А когда исправится — отдать (или вообще не отдавать, а то ишь, распоясались, пусть боятся!).

Вот тем, кто думает, что он такой умный, и особенно тем, кто считает, что вместо того, чтобы помогать семье, лучше просто временно помещать ребенка в учреждение, очень рекомендуется познакомиться с исследованиями привязанности, Д. Боулби. А также с трудами М. Эйнсуорт.

И обязательно посмотреть фильмы Робертсонов. Это — документальные фильмы, снятые в режиме реального времени, с реальными детьми, в реальных условиях. Робертсоны изучали в том числе и особенности переживания ребенком горя от расставания с матерью. Один из этих фильмов — «Джон».

Итак, веселому и славному малышу Джону — 18 месяцев. У него чудесная мама, она очень любит Джона, у них теплые отношения, и Джон отлично проводит время рядом с ней.21.08_1

Малышу ещё никогда не приходилось оставаться без матери. Но совсем скоро мать Джона должна родить ребенка, и Джону придется на несколько дней отправиться в Дом малютки. Мальчика родители отвезли туда ночью, когда у матери начались схватки. Он плакал, когда они уходили, но через полчаса уснул, укрытый своим любимым домашним одеялком.21.08_2

В Доме малютки Джону предстоит провести девять дней. Все эти девять дней Джойс Робертсон и видеооператор наблюдали за тем, что с ним происходило.

Утром Джон оказывается в новой для него обстановке, среди других детей.21.08_3

Эти дети примерно его возраста, но они провели в этом Доме малютки большую часть их жизни, и уже знают, как защитить себя, и как получить то, что они хотят. Малыши находятся в ситуации, где ухаживающие за ними сестры все время меняются. Им приходится постоянно быть в общей, достаточно шумной группе. И это совсем не похоже на то, что было у Джона дома. Джон хорошо играет с игрушками, но большую часть времени он проводит один, оглядываясь и наблюдая за другими детьми. Он предпочитает быть поближе к сестре Мэри. Но она занята другими детьми. Малыш приносит ей большого плюшевого медведя, чтобы привлечь к себе ее внимание.21.08_4

В течение дня мальчик все время посматривает на дверь, много раз пытается ее открыть, а затем машет рукой «Пока-пока!»21.08_5Во время обеда Джон хорошо ест, но заметно переживает из-за звуков борьбы, которая разворачивается вокруг него: он несколько раз закрывает глаза и прикрывает уши руками.

Во время отхода к дневному сну, Джон легко общается с сестрой. Он расстраивается, когда она уходит. После сна приходит отец Джона.
Мальчик начинает улыбаться ему только через несколько минут.21.08_621.08_7

Когда приходит время, малыш позволяет отцу уйти, не протестуя, и быстро возвращается к своим делам. Вскоре к Джону подходит девочка и отнимает его игрушку. Мальчик из семьи никогда не имел дела с агрессивными детьми. Он растерян и не знает, что ему делать, чтобы вернуть свою игрушку. Он несколько раз подходит к двери и стучит в нее ладошками. Сестра Кристен, чтобы успокоить Джона, берет его к себе на колени, и он наслаждается игрой с ней.21.08_9

Но вечером в ванной его купает уже другая сестра. Это — четвертая сестра, которая ухаживает за Джоном в первый день его пребывания. В течение этого дня Джон ещё не проявляет признаков стресса. Он с удовольствием общается с каждой сестрой, а перед сном весело играет в прятки, укрываясь своим одеяльцем.21.08_10

День второй

Джон часто стоит в стороне один или тихо сидит рядом с сестрой. Он ждет, когда она сможет поиграть с ним. Но сестры уделяют свое внимание более требовательным детям, таким, как Мартин, а тихие дети остаются предоставленными сами себе.21.08_12

Мартин находится в Доме малютки уже целый год. Он уже хорошо знает, как вести себя, чтобы получить то, что ему нужно. Джону очень хочется внимания сестры Мэри, но он снова и снова остается незамеченным. Тогда Джон идет в угол, где сидит Джойс Робертсон, и пытается привлечь ее внимание. Обычно Джейн занимается с детьми, но в этом исследовании она может играть только роль наблюдателя. И она делает вид, что не замечает попыток Джона.

Приходит отец. И снова необходимо время, чтобы Джон смог ему ответить.21.08_13

На этот раз, когда отец уходит, Джон пытается последовать за ним. Он громко кричит и протестует в ответ на попытки сестры Мэри увести его от двери. Это сильно контрастирует с его тихим поведением в течение всего дня.21.08_1421.08_15

В этот раз он довольно быстро успокаивается на руках у Мэри и начинает играть с ней. Но ей нужно заботиться о других детях. И она уходит.

День третий

С самого утра Джон выглядит несчастным.21.08_16

Он часто поворачивается ко всем спиной и играет маленькими игрушками. В группе снова новая сестра. Джон безуспешно пытается получить ее внимание. А затем отправляется на поиски того, кто может позаботиться о нем. Малыш подходит к большому медведю, пытается обнять его, прикладывается к его носу губами.21.08_17

Внутри Джона растет чувство растерянности и тревоги. Он все чаще и чаще сосет пальчик, прижимаясь к своему новому другу.

j26

Так проходит ещё один день…

День четвертый

Сестра Мэри снова возвращается на дежурство. Ночью Джон заболел, но доктор не нашел ничего опасного. Джон пытается привлечь внимание Мэри, но ему не удается соревноваться с другими детьми. И снова и снова маленький несчастный мальчик обнимает большого плюшевого медведя…

j27

Во время обеда, пока сестра уходит за едой, другие дети ведут себя все тем же способом — сильно шумят, отбирают друг у друга посуду, стучат по столу кружками, и это трудно контролировать.j28

Если в первые дни Джон заинтересованно следил за детьми, то теперь ему все равно.j29

Через несколько минут малыш начинает очень сильно и горько плакать.
j30

Он отказывается от еды.

j31

После обеда его поведение не меняется. Он приближается к сестре Мэри. Мальчик больше не способен оставаться тихим, и только громкое выражение своего горя позволяет Джону получить то, что он хочет: Мэри видит, как он несчастен, и наконец дает ему место подле себя. На коленях у Мэри Джон прикрывается медведем и лежит, не реагируя на других детей.j33

Когда Мэри приходится уйти, он ложится на медведя и горько плачет.j36

Мэри возвращается. Джон пытается получить внимание Мэри снова и снова. Но она слишком занята. Тогда он снова пытается привлечь внимание Джойс.j37

После неудачи он уходит в угол, и тихо сидит там один. Джон ничего не съел на завтрак и обед. На ужин он снова отказывается от еды. Перед сном мальчик очень сильно плачет.
j39

Он не может больше справляться со своим несчастьем.

День пятый

На пятый день сестра Мэри стала беспокоиться — несчастье Джона стало слишком очевидным. Но из-за большого количества детей она не может уделить ему достаточно внимания. Джон не оставляет свои попытки занять место возле нее — он снова и снова подбирается к ней с большим медведем. Когда ему это удается, он затихает. И опять сосет пальчик, прикрывшись медведем от окружающего мира.

j40

Джон все время пытается быть ближе к Мэри. Он уже отказывается играть с игрушками. Ребенок нуждается в успокоении, а не в игре. Не добившись места подле Мэри, Джон кладет на пол медведя и утыкается в него. Ему очень тяжело. Но его горе остается незамеченным в потоке жизни группы.j42

Малыш стоит возле двери и растерянно оглядывается по сторонам. Другие дети иногда подходят к Джону. Они дергают его за руки и шлепают по лицу. Но Джон не реагирует на них.j43

Малыш больше не может справиться со своим горем и начинает очень сильно плакать. Только тогда Мэри отдает ему все свое внимание. Но и после этого Джон долго безутешен.j44

Через какое-то время он немножко оттаивает. Заметно, что у него сложились теплые отношения именно с Мэри.j47

Но необходимость Мэри оставить его, чтобы заняться другими детьми, мешает этим отношениям. Она отходит от него, и он снова начинает горевать.j48

Горе его так велико, что Мэри приходится полностью оставить других детей и остаться с ним. Джон не желает слазить с ее рук. Заметно, что ему плохо даже у нее на руках. Сидя на коленях у Мэри, он все время сосет пальчик, безучастно глядя в одну точку.
j49

День шестой

Джон страдает. Он идет к сестре, прижимая к себе медведя.

j50

Но новая сестра недооценивает тяжелое состояние Джона, хотя он плачет не переставая. Нельзя сказать, что сестра не добра к детям, но ежедневная рутина не дает ей уделить Джону достаточно внимания. Джон долго-долго стоит у двери и горько плачет.
j51

Джон начинает протестовать: кричит, скидывает вещи со столика. А потом берет свое одеяльце и уходит в угол. В этот день он снова ничего не ест. Все попытки накормить его безуспешны.

Визит отца приносит Джону надежду. На его лице появляется оживление. Малыш надеется вернуться домой.j55j56

Мальчик показывает на дверь и приносит отцу свои ботиночки.j57

j58

Но отец продолжает оставаться на месте. И Джон начинает плакать. Он слазит с рук отца, ложится на пол у его ног и сосет пальчик. А затем идет к сестре Мэри.
j60

Джон не подходит больше к отцу.

j61

После его ухода он снова идет к Мэри за успокоением.
j65

Вечером перед сном сестра Мэри вынуждена заботиться о других детях. Джон смотрит на нее, зовет ее слабым голосом.

j67

И снова начинает плакать в кроватке. Горько и безутешно.

j68

День седьмой

Джон не хочет играть. Он не хочет есть. Нет никого, с кем он мог бы быть рядом. Мальчик тихо лежит на полу посреди группы.

j70

В обед Джон сбрасывает на пол тарелку с едойи уходит.
j71

Несколько раз он подходит к Джойс, пытаясь получить ее внимание. Трогает ее руки, перелистывает бумаги, ложится ей на колени. Он плачет, и плачет, и плачет.

j72

Плачущий и слабый Джон уже не пытается получить внимание сестры. Смирившись с тем, что не получит его, он снова и снова обнимает медведя и накрывается своим домашним одеяльцем.
j76

Он сидит на полу один и плачет, закрывая лицо руками.j77

Вечером снова дежурит Мэри. Джон ложится в кроватку, уже не протестуя. Он долго и тихо лежит там и сосет пальчик, пока наконец не приходит сон.

j78

День восьмой

Джон в апатии. Он лежит на медведе, не реагируя на действия других детей. Иногда он подходит и молча ложится на колени Джейн. А затем снова ложится на медведя. Джон постоянно плакал в последние дни и ничего не ел. Он очень ослаб. Сестры меняются. Но Джону, похоже, уже все равно.

j79

Сестра пытается утешить Джона, но вокруг слишком много детей, и они не позволяют ей быть с ним. Джон уже не обращает внимания ни на что. Он сидит на коленях у сестры, прижимается к ней и сосет пальчик. Каждый раз, когда подходит кто-то из детей, Джон начинает горько плакать.

j83j85

Он безвольно лежит на коленях у сестры. И плачет снова и снова каждый раз, когда кто-то из детей походит к ним. Он все чаще и чаще закрывает лицо руками и ложится на пол. Он не успокаивается даже на руках у Мэри.

j89

Джон долго-долго сидит один на стульчике, держа в руках свое одеяльце. Он не реагирует на открывающуюся дверь. Джон голоден. Он сидит за столом, но не может поесть — он слишком расстроен. Приходит отец. Он пытается накормить Джона, но его приход не облегчает состояние мальчика. Джон берет хлеб, но из-за рыданий не может откусить даже кусочек.j91

Джон долго плачет и на руках у отца. Наконец он затихает.

j93

Но отцу уже пора уходить. Джон начинает рыдать. Джойс пытается успокоить Джона, сестра Кристен пытается сделать это, Мэри пытается сделать это. Но Джон безутешен.j94

Наконец Джон ложится на медведя в дальнем углу комнаты и снова начинает сосать пальчик, не реагируя на окружающий мир.

j95

День девятый

Джон плачет с самого утра.
j97

Сейчас десять часов, и скоро должна прийти его мать. Когда она заходит, Джон вдруг начинает сильнее цепляться за медсестру и сильно плакать. Он не хочет идти на руки к матери.

j101

Мать растеряна, она пытается заговорить с Джоном, но он отворачивается от нее и начинает плакать ещё сильнее.

j102 j103

Он ложится на плечо сестры, кидает короткий взгляд на мать и снова отворачивается. Мать берет его на руки. Джон затихает и начинает сосать пальчик, не глядя на нее.
j104

Через минуту он уходит от матери и возвращается к Джойс. Он плачет очень сильно, кидая короткие взгляды на мать и тут же отворачиваясь от нее.
j105

Мать пытается взять сына на руки, он вырывается. Затем снова затихает, прижимается к ней и сосет пальчик. Точно так же, как он делал это в последние дни на руках у сестер.j108j109

Приходит отец. И Джон тут же вырывается из рук матери, перебираясь к нему.

j110

У него на руках Джон в первый раз смотрит на мать. Такого взгляда своего сына женщина не видела никогда.
j111

Есть основания предполагать, что Джон уже нестанет прежним. Что-то очень важное сломалось в его душе. И эта травма останется с ним на всю жизнь.


Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *