Как «выжать» из инвесторов 120 млн долларов на бесполезную вещь: история стартапа Juicero



  Поделиться в Facebook   Рассказать ВКонтакте

Еще в 2016 году Juicero называли одним из лучших стартапов года. Инвесторы наперегонки вкладывали деньги в проект, рассчитывая хорошо на этом заработать.

Дорогостоящая машина нужна, чтобы выжимать сок из особенных упаковок, которые компания доставляет только подписчикам. Соковыжималка оборудована Wi-Fi и QR-сканером, который даже может определить свежесть сока. Однако недавно выяснилось, что с аналогичным успехом сок из пакетов можно выжать собственными руками.

Красивая идея

Изначально Juicero позиционировал себя как стартап для людей, ведущих здоровый образ жизни. Вместе с инновационной соковыжималкой клиентам предлагали приобрести подписку на доставку особенных пакетов с переработанными фруктами и овощами. Машина могла выжимать сок только из них.

Концепция стартапа заключалась в том, чтобы приучить владельца соковыжималки постоянно пить свежие соки, не тратя на это времени и усилий.
Создатель стартапа Дуг Эванс заявил, что мощности Juicero хватит, чтобы поднять два электромобиля Tesla, что позволяет аппарату выжимать из пакета сок до последней капли.

50-летний Эванс заработал хорошую репутацию среди поклонников здоровой пищи. Еще в 2002 году он был сооснователем сети магазинов Organic Avenue, которая продавала концентраты холодного отжима. После 10 лет успешной работы Эванс решил расстаться с контрольным пакетом акций и начать свой стартап.

Сферу высоких технологий Дуг Эванс освоил достаточно быстро. Он говорит, что потратил около трех лет, чтобы прийти к идее Juicero.

«Внутри устройства находятся 400 уникальных деталей, – рассказал Эванс в одном из интервью. – Там есть сканер, микропроцессор, чип беспроводной связи, антенна».

Инвесторы вспоминают, что на переговорах основатель Juicero постоянно говорил, что хочет создать революционное устройство, которое сможет выжимать сок из нарезанных фруктов и овощей. В 2014 году Эванг продемонстрировал инвесторам только 3D-макет соковыжималки, но они поверили в проект и выделили первые деньги.

Кроме своей основной функции, соковыжималка умеет считывать QR-код с каждой пачки, анализирует срок годности и напоминает владельцу о необходимости выпить стакан сока, если он об этом забыл. Устройство можно рассматривать как персонального ассистента, который отвечает за поддержание оптимального уровня витаминов в крови.

Стоимость Juicero в последнее время составляла 400 долларов, а сначала соковыжималка стоила почти 700 долларов. За пакеты с соком нужно платить дополнительно, от 5 до 8 долларов за каждый. Приобрести их могут только владельцы соковыжималки.

Устройство, которое может подключаться к интернету и превращать специальные пакеты с нарезанными фруктами и овощами в свежий и полезный сок, привлекло внимание многих инвесторов.

В проект активно инвестировали различные венчурные фонды и частные инвесторы, в том числе венчурное подразделение Google. В общей сложности стартап привлек 120 млн долларов. На фоне повышенных ожиданий Juicero в 2016 году удалось стать одним из наиболее финансируемых стартапов по производству оборудования в США. Казалось бы, Juicero вполне реально мог рассчитывать на статус единорога, но внезапно все планы компании разрушило одно журналистское расследование.

Бесполезная соковыжималка

Даг Эванс даже как-то сравнил себя со Стивом Джобсом, намекая на свой перфекционизм в сфере выжимания сока. Вот только его конечный продукт вышел совсем не таким триумфальным, как гаджеты Apple.

После выхода Juicero на рынок инвесторы неожиданно для себя обнаружили, что для выдавливания содержимого пакетов соковыжималка не нужна. Кроме того, некоторые инвесторы жаловались, что машина вышла гораздо крупнее, чем обещали ее создатели. Поэтому когда они узнали, что без нее можно обойтись, то начали с подозрением смотреть на основателей стартапа.

Масла в огонь подлил журналист Bloomberg, который провел эксперимент с выжиманием сока. В результате оказалось, что своими руками можно выжать практически тот же объем сока, что и с помощью машины, при этом даже быстрее. Журналисту удалось выжать 220 миллилитров за 1,5 минуты, тогда как с помощью машины он получил 236 миллилитров за 2 минуты.

Близкие к компании источники говорят, что часть инвесторов считают себя обманутыми, так как во время привлечения инвестиций руководители стартапа не упоминали, что можно обойтись без дорогостоящей соковыжималки. Об этом стало известно только после появления устройства на рынке.

Бесполезная соковыжималка вызвала возмущение со стороны некоторых ее владельцев. Генеральный директор Juicero Джефф Данн даже был вынужден предложить вернуть деньги недовольным клиентам.

«На следующий месяц мы продлеваем гарантию для всех клиентов, как новых, так и старых, которые думают, что наша компания не делает процесс выработки здоровой привычки более простым, веселым и вкусным. Если вы отправите назад соковыжималку, мы возвратим вам заплаченные за нее деньги», – заявил Данн.

Впрочем, он напомнил, что внутри пакетов находятся измельченные овощи и фрукты и поставил под сомнение, что вручную можно добиться того же результата, что и с помощью машины, «не говоря о том, чтобы делать это ежедневно».

Что ждет компанию дальше

В Juicero пока так и не прокомментировали результаты журналистского эксперимента. Близкий к стартапу источник рассказал, что создатели осведомлены с тем, что сок можно выжимать вручную. Впрочем, большинство владельцев соковыжималок и дальше намерены ими пользоваться, так как эти устройства более качественно выжимают сок и не оставляют следов.

Правда, необходимость функции считывания QR-кодов с дальнейшей проверкой срока годности также вызывает сомнения. Дело в том, что эту информацию можно найти на обороте пакетов.
Тем не менее не все инвесторы разочаровались в стартапе. «Я не сомневаюсь, что сок можно выжать и без устройства, но я остаюсь большим фанатом продукта», – говорит инвестор Juicero Даг Черток, управляющий партнер Vast Ventures.

Черток отметил, что Juicero все еще представляет интерес ввиду своей концепции торговли доступными органическими продуктами. Благодаря этому стартап может стать фундаментом для создания новой модели доставки еды, при которой клиентов будут постоянно обеспечивать свежими фруктами и овощами.

«Juicero и дальше пытается найти свою нишу, – считает Черток. – Я уверен, что они добьются большого успеха».

Не так давно продукцию Juicero можно было купить только в трех штатах, однако в последнее время их количество расширилось до 17. Пакеты с соком нельзя перевозить на большие расстояния, так как содержимое имеет ограниченный срок хранения.

Juicero также хвалят сотрудники дорогих отелей и ресторанов. Они отмечают, что продукты компании хороши потому, что после них не нужно много времени посвящать уборке.

В мире стартапов несоответствие ожиданий и реальности случается довольно часто, поэтому история Juicero не претендует на статус главного скандала года. Во всяком случае, пока не станут известны новые подробности теневых игр основателей стартапа. Если, конечно, они еще что-то скрыли. Бесполезная соковыжималка стала неприятным сюрпризом для инвесторов, но все же это следует воспринимать как уловку, а не как наглый обман.

В Кремниевой долине по-прежнему на слуху история со скандальным стартапом Theranos, который обещал представить инновационную технологию анализа крови, но на деле оказался сплошным обманом. На этом фоне «выжатые» хитростью инвестиции Juicero кажутся не таким уж и запрещенным приемом. Хотя теперь компании и будет сложно вернуть доверие инвесторов.

Источник


Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *