О чем расскажут родителям рисунки детей


Детские каракули могут многое рассказать о внутреннем состоянии ребенка. Вот только чаще всего мамы и папы этот анализ обрубают фразой: «Какой ты молодец, очень красиво». И убирают картину в стол, на память. Педагог-психолог Центра социальной помощи семье и детям Екатерина Кольдюшевская советует родителям приглядеться, почему у папы на рисунке такие большие зубы, а, например, самого малыша на этом семейном портрете вообще нет.

Семья — любимая тема для творчества каждого ребенка. Обратите внимание на то, как малыш расположил на листе всех членов семьи. На этом рисунке пятилетнего мальчика, например, есть все члены семьи. Вот только мама нарисована будто отдельно от остальных.

Папу и себя мальчик изображал, тщательно прорисовывая детали, даже пальчики есть. Чего не скажешь о маме, которая нарисована схематично. У неенет, как у остальных, овального тельца, неаккуратно прорисованы черты лица. К тому же показательным может быть и цвет: для себя и папы мальчик выбрал желтый и зеленый фломастеры, а мама на рисунке красного цвета. Все это может говорить о том, что ребенок близок с папой, а с мамой не найдет контакт. Возможно, она мало уделяет сыну внимания, много работает, а когда бывает дома, то все время посвящает домашним делам. Или мама очень строгая и сын ее побаивается.

Но не все так однозначно. Психолог советует обязательно спрашивать ребенка, что же изображено на рисунке, чем занят каждый персонаж, какое у героев картины настроение.

— Нередко бывает, что ребенок нарисовал какую-то конкретную ситуацию, — объясняет Екатерина Кольдюшевская. — Например, «мы с папой на рисунке ждем, а мама побежала за мороженым для всех». И линии нечеткие, потому что мама торопится, бежит. Разговаривайте с детьми об их рисунках, спрашивайте о настроении героев. Когда ребенок чувствует единство семьи, ощущает заботу и любовь, он рисует себя и родителей в центре листа бумаги, и чаще всего мама с папой по бокам, а он в середине. Если же ребенок постоянно забывает нарисовать одного из членов семьи, это тревожный сигнал, и очень важно разобраться в причине.

У вас уже столько рисунков принцесс, что ими можно оклеить всю квартиру вместо обоев, а ребенок отказывается рисовать что-то другое? Такое, говорит психолог, не редкость.

— Для начала просто расспросите ребенка о том, что это за принцесса, где она живет и есть ли у нее друзья, — объясняет Екатерина Кольдюшевская. — Вполне возможно, так ребенок выражает себя или просто воспроизводит на бумаге персонажа, который кажется родителю наиболее удачным, и ребенок это знает. Бывает, что мамы и папы, бабушки и дедушки постоянно твердят своей маленькой девочке, что она принцесса, и может наступить момент, когда девочка поверит в то, что она настоящая принцесса, а ведь на самом деле она реальный ребенок, которому хочется играть, рисовать и экспериментировать.

Если в творчестве ребенка часто появляются повторяющиеся мрачные рисунки и он не хочет их обсуждать или, наоборот, постоянно говорит о своем нарисованном страхе, родителям стоит обратиться за консультацией к психологу. Ведь нарисовать что-то страшное — самый доступный для ребенка способ разобраться с тем, что его пугает, и в этом ему должен помочь взрослый.

У ребенка появились картины в мрачных тонах. Мама, перепробовав все способы соблазнить чадо другими карандашами, ведет его к психологу. Стоит ли поднимать панику?

— У тяги к черным фломастерам и карандашам есть логичное объяснение. Это самый контрастный цвет, черный виднее всего на белой бумаге. Вот дети до 3-4 лет и выбирают черный, чтобы их рисунок просто было заметно на листе, — объясняет психолог. — Сейчас он еще не воспринимает рисование как отражение мира в разных цветах, пока рисование для него — это просто отражение его фантазий в графике, не важно какого цвета: трава может быть синей, небо зеленым, а снеговик черным.

А уж когда перепуганные мамы говорят: «Не рисуй больше черным», у ребенка может возникнуть протест и в следующем рисунке обязательно будет выбран именно этот цвет.

— Но если вся коллекция состоит только из них, стоит поспрашивать своего юного художника о выбираемой им цветовой палитре. Возможно, ребенок чего-то боится и на бумаге вымещает свой страх, — считает Екатерина Кольдюшевская.

Хотя объяснение появлению мрачных детских картин, черных, коричневых, серых, может быть самым банальным — у него сломались карандаши ярких цветов. Родителям стоит следить, чтобы карандаши всегда были подточены. Отсутствие самого нужного в конкретный момент цвета может и вовсе отбить охоту рисовать или испортить настроение.

На этом рисунке только кажется, что изображены всего два человека. На самом деле их здесь трое.

— Себя ребенок изобразил сидящим в шкафу, прямо под облаком из слез. Этот рисунок очень говорящий. Девятилетний мальчик показал свою семью: мама и папа ругаются в спальне. Видно, как у обоих родителей в крике раскрыты рты. По тому, как нарисован отец, можно догадаться, что в этой семье бывают случаи рукоприкладства — рука родителя нарисована мощной, будто бита. И красный цвет его рук говорит в данном случае об опасности, которая от этих рук исходит.

Мама здесь намного слабее папы, ее слабость подчеркнута еле заметным желтым карандашом. Над ней и шкафом, где прячется мальчик, расположилось облако. Значит, оба плачут. К тому же на этом рисунке очень много штриховки. Это знак беспокойства, ребенок тревожится, он начертил штрихи даже не в одну, а в четыре стороны, все линии пересечены.

— Мальчик себя не нарисовал из чувства страха, ему хочется спрятаться. Хотя шкаф в этом рисунке и есть символ ребенка, он все-таки находится в помещении. Но бывают рисунки, где малыш себя вообще ни с чем не отождествляет, он себя не нарисовал. Это может говорить о неуверенности, о том, что ребенок не чувствует себя частью семьи, об обидах на родителей, их отдаленности. Но обязательно спросите: «Почему тебя нет на рисунке» или «А где же ты?». Иногда дети говорят: «Вот он я, я же по ту сторону картинки — рисую», — рассказывает психолог.

Кстати, если ребенок рисует себя более крупным по отношению к другим членам семьи, скорее всего, у него завышенная самооценка и, возможно, родители позволяют ему слишком многое.

Мама, глядя на этот рисунок, никогда бы не догадалась, что ее сына что-то тревожит. Вроде цвета яркие, дом нарисовал, сам улыбается, рядом любимый кот.

— Дети часто рисуют свои самые заветные желания, о которых иногда не знают взрослые. Это если спросить напрямую. А вот если попросить рассказать, что делает ребенок на этом рисунке, все встанет на свои места. Этот мальчик признался, что у него есть мечта — пойти гулять со своим любимым котенком. Животное домашнее, взрослые его из квартиры не выпускают — боятся, что заразится или что-то случится на улице, — рассказала Екатерина Кольдюшевская.

Как выяснилось на консультации у психолога, родители даже не догадывались о желаниях сына, хотя все было на виду. И кота стали брать с собой на дачу, мальчику разрешили гулять с котенком во дворе. Мечта ребенка осуществилась.

Дети любят эксперименты, поэтому психологи, чтобы помочь им раскрыться, предлагают нарисовать семью, но не людей, а животных. Иногда дети изображают папу хищником, а маму слабым муравьем или зайцем, а бывает и наоборот.

Значение имеет только то, как ребенок понимает это животное. Если он видел передачу, где лев охотится за жертвой, волк в мультике — за зайцем, то этот образ означает опасность. Но того же волка из «Ну, погоди!» ребенок может воспринимать как героя-весельчака, которому не страшны трудности. Муравьишка-родитель может означать как малую значимость данного члена семьи, так и его трудолюбие.

В этом рисунке семья медведей.

— Мальчик не просто нарисовал, но и дал характеристику каждому, — рассказала психолог. — Себя и папу он обрисовал словом «веселый». А мама даже не злая, а «злое». Причем мальчик, заканчивая семейный портрет, спохватился и зачеркнул слово «мама», чтобы не быть рассекреченным. Рисунок говорит о страхе перед властной и строгой мамой, — рассуждает психолог. — Он не просто нарисовал ее крупнее остальных, могущественнее буквально. Стоит обратить внимание, как нарисованы рты персонажей. Мама вовсе не улыбается — у нее видны зубы, рот искривлен в крике. Вообще, зубы в детском рисунке означают, что от этого человека идет опасность.

В этой семье ребенок боится отказать матери, он не может перечить в ответ на ее претензии. Но в своем рисунке он хозяин. Потому, завершая портрет, подрисовал усы. Это знак протеста, вызов, который в жизни мальчик проявить боится.

У психологов есть интересное задание, в котором ребенку предлагается нарисовать себя в образе дерева или цветка. Яркие сочные цвета зелени, наличие самих цветков говорят о том, что эта личность гармонична.

— Важно обратить внимание и на основу, на чем стоит растение. Наличие крепких корней, как в этом рисунке, означает хорошую связь с родителями, устойчивость. Автор чувствует опору в семье, что она защищена. Также хорошо, когда растение изображено в горшке, это тоже признак опоры, — объясняет Екатерина Кольдюшевская.

Пышная крона говорит о хорошем самочувствии, уверенности в себе. Обратное значение у полусухого дерева, с опавшей листвой. Если растение изображено на листе бумаге как будто повисшим в воздухе или кажется недорисованным, то ребенок, как правило, ощущает себя одиноким и нуждается в особой поддержке и заботе со стороны взрослого.

Даже по тому, как ребенок рисует карандашом, можно понять его внутреннее состояние. Если карандаш малыш схватил всей пятерней и рисует так, что бумага рвется, то это говорит об эмоциональной напряженности, тревоге. Пример тому правый рисунок, выполненный с сильным нажимом на карандаш.

— Сильный нажим, когда карандаш глубоко продавливает бумагу, говорит об эмоциональной напряженности, импульсивности. Сверхсильный нажим, карандаш рвет бумагу — конфликтность, признаки гиперактивности, иногда агрессивность, перевозбуждение, — объясняет Екатерина Кольдюшевская.

Слабый нажим на карандаш (рисунок слева) сигнализирует нередко о снижении настроения. Также это может быть показателем неуверенности в себе, часто встречается у пассивных, застенчивых людей.

— В некоторых рисунках детей слабый нажим сочетается с недоведенными линиями, отчего контур рисунка остается незамкнутым — так проявляется бессознательная тенденция к предельной экономии сил, призванная сберечь последние оставшиеся ресурсы психической энергии, — рассказывает психолог.

Один и тот же дом дети могут рисовать по-разному. В этом случае психолог попросила мальчика нарисовать сначала дом, в котором он живет, а затем дом его мечты. Сгустки красного на первом рисунке означают, что мальчик чувствует в семье напряжение (это выяснилось после общения с ребенком). Как оказалось позже, родители и другие дети постоянно попрекали мальчика за его медлительность. У них совершенно другой психотип — они быстрые, энергичные. Они уже поели, а мальчик только берется за ложку, они уже готовы сесть в машину, а он сел надевать колготки. На третьем рисунке все напряжение, что есть в его душе, мальчик вынес в отдельный красный дом.

— В реальном доме мальчик нарисовал три окна — по числу детей в доме. А в идеальном появилось четвертое окно. Мальчик пояснил, что мечтает о собаке. Только чтобы это был лично его друг. Собака в этом случае — выход, который мальчик видит в избавлении от одиночества. Отличаются и цвета идеального дома от реального, — объясняет Екатерина.

Что касается изображения домов, то хороший знак, когда ребенок рисует себя возле дома или в окошке. Отсутствие дверей может говорить о том, что в дом нечасто приходят гости.

К старшим классам подростки начинают рисовать более схематично, при этом часто выбирая в качестве инструмента ручку. Карандаш можно стереть, фломастеры выглядят по-детски, а ручка — самый «взрослый» вариант. Чем материал тверже, тем лучше его можно контролировать.

— Рисунки подростков больше не про чувства, а про статус. Часто в рисунках мальчиков появляются их более обеспеченные товарищи, с которыми им хочется общаться, получать какую-то выгоду. В данном случае подросток протягивает руки к ноутбуку и сигаретам приятеля. Отчетливо подчеркнута статусность приятеля — фирменная одежда, — рассказывает психолог.

В этом случае на переднем плане ребенок нарисовал не самого себя, а обеспеченного друга. Это может говорить о снижении самооценки, так же как и то, что друг оказался гораздо более прорисованным по деталям.

Когда ребенок рисует не просто человечка, а тщательно прорисовывает его наряд, прическу, украшения, все это называется у психологов «демонстративность». Ребенок в таких случаях готов пояснять родителям, что же изображено на бумаге — не какой-то абстрактный человек, а богатый вельможа, король какого-то государства с кучей золота. Все это зачастую свидетельствует о повышенной потребности внимания к себе.

— Демонстративность в рисунках — стремление быть в центре внимания. А когда это не выходит, ребенок становится капризным. Таким детям рекомендуют посещать театральные кружки. Иногда дети, нуждающиеся в большем внимании, сопровождают процесс рисования комментариями, зачастую автобиографическими. Все это рассчитано также на привлечение внимания слушателя к себе.

Мальчик или девочка изображен, по этому рисунку 14-летней школьницы не поймешь. Когда в изображении человека отсутствуют признаки пола, психологи могут предположить у автора рисунка инфантильность. К тому же руки этого человечка спрятаны за спиной. Это обычно интерпретируют как отказ от общения. То же самое можно сказать о руках, спрятанных в карманы, скрещенных на груди или упертых в бока.

— В этом случае причиной, скорее, служит боязнь контактов, опасение негативной оценки себя. Эта версия поддерживается и признаками психологической нагрузки при изображении ушей (усиленный нажим на карандаш). Подобное подчеркивание ушей характерно для людей, опасающихся, что их низко оценивают, и вообще придающих особо большое значение тому, что о них говорят, — рассказала Екатерина Кольдюшевская.

НА ЗАМЕТКУ

Детские рисунки бывает сложно понять, а в процессе рисования ребенок может несколько раз менять замысел сюжета, зачеркивать и начинать снова. Будьте внимательны к творческим экспериментам вашего чада, ведь для него в момент рисования происходит важный процесс познания себя и выражения своих эмоций, мыслей. И помните, что рисунок — это всегда какое-то сообщение, зашифрованное ребенком в образах. По завершении рисунка важно спросить у ребенка: «Кто это? А это?» или «Где все это происходит?», «Что вы делаете?», «Что делает каждый из тех, кого ты нарисовал?».

Конечно, единственного рисунка недостаточно, чтобы делать какие-либо выводы. А один и то же признак в рисунке может иметь разное значение. Но если из раза в раз в рисунках ребенка повторяются настораживающие образы и детали, не поленитесь сходить к психологу и захватите с собой рисунки малыша.

А что обычно рисует ваш малыш?

Использованы фотографии: Роман ЗЛОБИН, GLOBAL LOOK PRESS

Источник


Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *